История создания авиаполка Нормандия-Неман

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия им. И.С. Никитина"

тел. (473) 246-22-28

394026, г. Воронеж, Московский проспект, 38

История создания авиаполка Нормандия-Неман

 

 

             К началу Второй мировой войны 1 сентября 1939 года армия Франции считалась одной из самых мощных в мире. Однако в ходе активной фазы войны в мае - июне 1940 года Франция понесла огромные потери. Правительство Франции во главе с маршалом Петэном было вынуждено подписать мирный договор с фашистской Германией.
             18 июня 1940 года Генерал де Голль выступил с историческим Воззванием «Ко всем Французам» по лондонскому радио и призвал соотечественников бороться за свободу и величие Франции.
             После разрыва дипломатических отношений с французским правительством в конце июня 1941 года советское руководство поддержало инициативу генерала де Голля о признании за национальным освободительным комитетом «Сражающаяся Франция» статуса члена антигитлеровской коалиции.
             25 ноября 1942 года было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи в составе советских военно-воздушных сил.
             28 ноября 1942 г. группа в составе 14 летчиков, 58 авиамехаников через Ирак, Тегеран, Баку и Сталинград прибыла на запасную авиабазу в г. Иваново. Здесь прошло окончательное формирование эскадрильи и овладение новой боевой техникой. Из представленных на выбор советских, английских и американских самолетов французы выбрали машину русского конструктора Яковлева – ЯК-1.
             22 марта 1943 года она была направлена на фронт в состав 1-й воздушной армии. Под командованием майора Жан-Луи Тюляна французские пилоты базировались на полевом аэродроме Муковнино поселка Полотняный Завод (неподалеку от Калуги).
             Летчик Марсель Лефевр, уроженец провинции Нормандия, предложил дать подразделению имя его малой Родины, наиболее пострадавшей от фашистских оккупантов. Так возникла французская истребительная авиационная эскадрилья, преобразованная впоследствии в полк «Нормандия-Неман».
             Летчики эскадрильи носили темно-синюю униформу французских ВВС и знаки различия, командование было французским, команды на земле и в воздухе отдавались на французском языке.
             Первые французские пилоты испытывали трудности с погодой, не умели ориентироваться на незнакомой местности и не имели навыков коллективного боя. Их воспитывали как пилотов-одиночек. Это ставило под угрозу идею французской помощи советским войскам. Поэтому пилоты полностью прошли курс переучивания по тактике коллективного боя.
             Советским командованием было принято решение о включении эскадрильи «Нормандия» в состав 18-го Гвардейского истребительного полка и передаче в оперативное подчинение 303-й истребительной авиационной дивизии генерал-майора Г.Н. Захарова (с апреля по июнь 1943 года).
             В июне 1943 года по инициативе французской военной миссии весь технический состав эскадрильи заменили советскими авиационными специалистами, лучше освоившими технику. В том же месяце прибыла новая группа французских летчиков под командованием майора Пьера Пуйяда. 12 июля 1943 года в ходе коренного перелома в Великой Отечественной войне и советского контрнаступления на Курской дуге 303-я истребительная авиационная дивизия и эскадрилья «Нормандия» приступили к активным действиям.
             В ходе ожесточенных воздушных боев за период с 14 по 17 июля 1943 года «Нормандия» потеряла семерых, в том числе Жан Луи Тюляна и Альбера Литольфа. Такой ценой она заплатила за уничтожение восемнадцати самолетов врага. Новым командиром эскадрильи стал майор Пьер Пуйяд.
             По состоянию на 19 мая 1944 года в четырех эскадрильях («Руан», «Гавр», «Шербур» и «Кан») было 55 истребителей Як-9, 61 летчик-француз и 249 советских авиационных специалистов.
             Летчики полка «Нормандия» приняли активное участие в освобождении городов Спасс-Деменск, Ельня и Смоленск. Полк участвовал в военных действиях по освобождению Белоруссии и Литвы, городов Витебска, Орши, Борисова, Минска, Вильнюса, Каунаса, Алитуса и др. За активное участие в освобождении Литовской ССР от немецко-фашистских захватчиков и в форсировании реки Неман (21 июня 1944 года) приказом Верховного Главнокомандующего от 2 августа 1944 года полку было присвоено наименование «Неманский». Французским летчикам и советским техникам были вручены правительственные награды обеих стран. Летчикам Марселю Альберу и маркизу Ролану де ля Пуапу, а несколько позже Жаку Андре и Марселю Лефевру (посмертно) было присвоено звание Героев Советского Союза.
             9 июня 1945 года газета «Правда» сообщила об отбытии из Советского Союза на родину французского авиаполка «Нормандия-Неман». По указанию Верховного Главнокомандующего авиаполку «Нормандия-Неман» были переданы в дар от Советского Союза самолеты и авиационное вооружение, которым французские летчики пользовались на советско-германском фронте.
             15 июня 1945 года полк «Нормандия-Неман» вылетел с аэродрома Эльбинга в Париж. На столичном аэродроме полк встречали восторженные толпы парижан. Во Франции истребители Як-3 летчики эскадрильи «Нормандия - Неман» эксплуатировали до 1947 г. Сегодня один из самолётов Як-3 экспонируется в Парижском музее авиации. В 1956 г. в Москве был установлен мемориал с именами всех погибших лётчиков, а в 1964 г. на Введенском кладбище на могиле французского лётчика, останки которого были найдены в Орловской области, был установлен памятник Неизвестному лётчику полка «Нормандия - Неман».
             По инициативе Ассоциации российских ветеранов авиаполка «Нормандия - Неман» во Франции и России были установлены памятники Первому отдельному истребительному авиационному полку «Нормандия - Неман» и «Летчикам 18 авиаполка «Нормандия - Неман» При содействии французских ветеранов полка в городах Ницца, Бурже, Дюньи, Брив, Сен-Этьен именем полка «Нормандия-Неман» названы улицы. В 12 французских городах именами летчиков полка названы улицы и площади.

              

 

Дата последнего обновления страницы 19.04.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»